Размер шрифта: A A A
Цвет сайта: A A A A

До перехода на цифровое TV-вещание осталось дней


Антикоррупционная экспертиза

Методика проведения антикоррупционной экспертизы проектов муниципальных нормативных правовых актов (далее – Методика) утверждена распоряжением главы города ЗАТО г. Радужный от 28 августа 2009 года № 465, которая определяет порядок проверки проектов муниципальных нормативных правовых актов и муниципальных нормативных правовых актов (далее – документов) на наличие коррупционных факторов. 

Основной задачей применения настоящей методики является обеспечение проведения экспертизы документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, и предотвращения включения в них указанных факторов (далее – экспертиза на коррупциогенность).

Коррупционными факторами признаются положения проектов документов, подготовленных администрацией и ее структурными подразделениями  по вопросам решения вопросов местного значения и осуществлению отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления и представляемых на правовую экспертизу в юридический отдел администрации, которые могут способствовать проявлениям коррупции при применении документов, в том числе могут стать непосредственной основой коррупционной практики, либо создавать условия легитимности коррупционных деяний, а также допускать или провоцировать их. 

Коррупциогенными нормами признаются положения проектов документов, содержащие коррупционные факторы.

Мониторинг представленных на правовую экспертизу документов на наличие коррупционных факторов осуществляет юридический отдел администрации. 

Решение о проведении антикоррупционной экспертизы действующего муниципального документа или его проекта принимается главой города по результатам мониторинга юридическим отделом администрации соответствующего документа.


Коррупционными факторами являются:


а) факторы, связанные с реализацией полномочий органа местного самоуправления, которые выражаются в:

  • широте дискреционных полномочий – отсутствии или неопределенности сроков, условий или оснований принятия решения, наличии дублирующих полномочий органов местного самоуправления и их должностных лиц; 
  • определении компетенции по формуле «вправе» – диспозитивном установлении возможности совершения органами местного самоуправления и их должностными лицами действий в отношении граждан и организаций; 

  • наличии завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права, – установлении неопределенных, трудновыполнимых и обременительных требований к гражданам и организациям; 
  • злоупотреблении правом заявителя органами местного самоуправления и их должностными лицами – отсутствии четкой регламентации прав граждан и организаций; 
  • выборочном изменении объема прав – возможности необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению органов  местного самоуправления и их должностных лиц; 
  • чрезмерной свободе подзаконного нормотворчества – наличии бланкетных и отсылочных норм, приводящем к принятию подзаконных актов, вторгающихся в компетенцию органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявшего первоначальный нормативный правовой акт; 
  • принятии нормативного правового акта сверх компетенции – нарушении компетенции органов местного самоуправления и их должностных лиц при принятии нормативных правовых актов; 
  • заполнении законодательных пробелов при помощи подзаконных актов в отсутствие законодательной делегации соответствующих полномочий - установлении общеобязательных правил поведения в подзаконном акте в условиях отсутствия закона; 
  • юридико-лингвистической неопределенности – употреблении неустоявшихся, двусмысленных терминов и категорий оценочного характера.

б) факторы, связанные с правовыми пробелами, свидетельствуют об отсутствии правового регулирования некоторых вопросов в проекте документа и выражаются в: существовании собственно пробела в правовом регулировании - отсутствии в проекте документа нормы, регулирующей определенные правоотношения, виды деятельности и так далее; 
  • отсутствии административных процедур – отсутствии порядка совершения органами местного самоуправления и их должностными лицами определенных действий либо одного из элементов такого порядка; 
  • отказе от конкурсных (аукционных) процедур – закреплении административного порядка предоставления права (блага); 
  • отсутствии запретов и ограничений для органов местного самоуправления и их должностных лиц – отсутствии превентивных антикоррупционных норм, определяющих статус муниципальных служащих в коррупциогенных отраслях; 
  • отсутствии мер ответственности органов местного самоуправления и их должностных лиц – отсутствии норм о юридической ответственности служащих, а также норм об обжаловании их действий (бездействия) и решений; 
  • отсутствии указания на формы, виды контроля за органами местного самоуправления и их должностными лицами – отсутствии норм, обеспечивающих возможность осуществления контроля, в том числе общественного, за действиями органов местного самоуправления и их должностных лиц и муниципальных служащих; 
  • нарушении режима прозрачности информации – отсутствии норм, предусматривающих раскрытие информации о деятельности органов местного самоуправления и их должностных лиц, и порядка получения информации по запросам граждан и организаций.

в) факторы системного характера являются факторы, обнаружить которые можно при комплексном анализе проекта документа, нормативные коллизии. 

Нормативные коллизии – противоречия, в том числе внутренние, между нормами, создающие для органов местного самоуправления и их должностных лиц возможность произвольного выбора норм, подлежащих применению в конкретном случае. 

На наличие такого коррупционного фактора указывает любой вид коллизии, если возможность ее разрешения зависит от усмотрения органов местного самоуправления и их должностных лиц.
 

Методика проведения антикоррупционной экспертизы проектов муниципальных нормативных правовых актов  

Дата изменения: 09.01.2019 11:24