Совершая покупки в крупных магазинах, мы автоматически берем кассовый чек, который выдает кассир, но совершая покупку в небольших магазинчиках «у дома», или оплачивая бытовые услуги: химчистку, стрижку, изготовление ключей, ремонт обуви, пошив и ремонт одежды, услуги фотографа и т.д., документ об оплате можем не получить, а потребовать забываем или стесняемся. Так зачем нам нужен чек или квитанция?
Прежде всего, кассовый и товарный чек, квитанция – это документ и доказательство того, что вы приобрели товар или услугу в том или ином месте.
При наличии документов, подтверждающих факт оплаты, вернуть деньги за некачественный товар или услугу гораздо легче и быстрее. И, несмотря на то, что отсутствие такого документа не является основанием для отказа в удовлетворении наших требований, на практике процедура обмена или возврата денежных средств может оказаться такой длительной и сложной, что многие предпочитают смириться и потерять деньги.
В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 22 мая 2003 года № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Но есть исключения: организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, при осуществлении определенных видов предпринимательской деятельности: оказания бытовых услуг, ветеринарных услуг; оказания услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автомототранспортных средств и т.д., могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники при условии выдачи по требованию покупателя (клиента) документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу). Указанный документ выдается в момент оплаты товара (работы, услуги) и должен содержать следующие сведения:
наименование документа;
порядковый номер документа, дату его выдачи;
наименование для организации (фамилия, имя, отчество - для индивидуального предпринимателя);
идентификационный номер налогоплательщика, присвоенный организации (индивидуальному предпринимателю), выдавшей (выдавшему) документ;
наименование и количество оплачиваемых приобретенных товаров (выполненных работ, оказанных услуг);
сумму оплаты, осуществляемой наличными денежными средствами и (или) с использованием платежной карты, в рублях;
должность, фамилию и инициалы лица, выдавшего документ, и его личную подпись.
Отказ в выдаче по требованию покупателя (клиента) в случае, предусмотренном федеральным законом, документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу), -
влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей. (ч. 2 статьи 14.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях) Дела о подобных административных правонарушениях рассматривают налоговые органы.
Отдельно стоит рассмотреть выдачу документов, подтверждающих получение услуги и её оплату.
Ремонт жилья, починка одежды и обуви, химчистка, перевозка, ремонт и установка приборов, аппаратуры, техники, услуги парикмахерских, бань, ателье, фотоателье и др. все это - выполнение работ и оказание услуг бытового характера, т.е. бытовое обслуживание населения. Отношения между потребителем и исполнителем услуг регулируются Гражданским кодексом, законом «О защите прав потребителей» и Правилами бытового обслуживания населения в Российской Федерации (далее – Правила). Согласно пункту 4 раздела 2 Правил договор об оказании услуги (выполнении работы) оформляется в письменной форме (квитанция, иной документ) и должен содержать следующие сведения:
фирменное наименование (наименование) и местонахождение (юридический адрес) организации-исполнителя (для индивидуального предпринимателя - фамилия, имя, отчество, сведения о государственной регистрации);
вид услуги (работы);
цена услуги (работы);
точное наименование, описание и цена материалов (вещи), если услуга (работа) выполняется из материалов исполнителя или из материалов (с вещью) потребителя;
отметка об оплате потребителем полной цены услуги (работы) либо о внесенном авансе при оформлении договора, если такая оплата была произведена;
даты приема и исполнения заказа;
гарантийные сроки на результаты работы, если они установлены федеральными законами, иными правовыми актами Российской Федерации или договором либо предусмотрены обычаем делового оборота;
другие необходимые данные, связанные со спецификой оказываемых услуг (выполняемых работ);
должность лица, принявшего заказ, и его подпись, а также подпись потребителя, сдавшего заказ.
Один экземпляр договора выдается исполнителем потребителю.
Договор об оказании услуги (выполнении работы), исполняемой в присутствии потребителя, может оформляться также путем выдачи кассового чека, билета и т.п.
Автор: Отдел экономики