Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта
Поиск
г. Радужный, 1 квартал, д.55
Адрес здания администрации
radugn@avo.ru
Электронная почта

Производственный экологический контроль. Обзор нового порядка

01.06.2018
Производственный экологический контроль.  Обзор нового порядка

Производственный экологический контроль (ПЭК) – это деятельность, осуществляемая хозяйствующим субъектом по соблюдению им требований в области охраны окружающей среды.

28.02.2018 года Министерством природы России принят новый приказ № 74 «Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля» (далее Приказ № 74), который зарегистрирован Минюстом России от 03.04.2018 года.

До апреля 2018 года природопользователи, которые должны вести производственный экологический контроль согласно ст. 67 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее Закон № 7-ФЗ), не имели документа, регламентирующего ПЭК.

Согласно новому приказу программа ПЭК разрабатывается для объектов негативного воздействия на окружающую среду (далее объекты НВОС) I, II, III категорий по каждому объекту отдельно.

Помимо указанных в Законе № 7-ФЗ разделов приказ вводит дополнительный раздел «Общие положения». Приказ № 74 требует, чтобы в Общих положениях указывались наименование, организационно- правовая форма, адрес, ИНН, ОГРН собственника объекта НВОС, наименование, категория, код и адрес объекта и название органа, которому представляется отчет об организации и результатах ПЭК, а также дата утверждения программы и ответственное лицо.

Основная часть программы ПЭК начинается с раздела «Сведения об инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников». В новом приказе он состоит из информации о последней проведенной инвентаризации, показателях суммарной массы выбросов по каждому веществу, по каждому источнику и по объекту в целом. Отдельно в разделе необходимо выделить вещества, являющиеся маркерными по данному производству, то есть специфические вещества. Этот момент является ключевым, поскольку именно маркерные вещества могут показать влияние конкретного объекта НВОС на окружающую среду. Выявить такие вещества – теперь одна из основных задач при проведении инвентаризации. Проще всего информацию по конкретным загрязняющим веществам, источникам выбросов и по объекту в целом взять из проекта ПДВ.

Инвентаризация выбросов проводится согласно Инструкции по инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу. Согласно новым требованиям Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», ст. 22, инвентаризация не имеет срока действия и подлежит корректировке в случае изменения технологических процессов производства, замены оборудования, сырья и прочих изменений.

Приказ № 74 не требует описания основных технологий производства, приведения перечня источников выбросов по типам с указанием нормативов ПДВ, ВСВ, информации по газоочистным установкам, перечня мероприятий по уменьшению выбросов, отражения используемых расчетных методик, карты-схемы, то есть фактически теперь не придется копировать в программу ПЭК практически весь отчет об инвентаризации источников, кроме количественных характеристик выбросов.

Раздел «Сведения об инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и их источников» состоит из сведений о договорах водопользования и выданных разрешениях о предоставлении водного объекта в пользование, показателей суммарного сброса по каждому водовыпуску и объекту в целом, сведений о ведении учета сточных вод и источников их образования, о стационарных источниках сброса и об очистных сооружениях.

Информацию об установленных нормативах НДС, ВСС по каждому веществу и по объекту в целом, информацию о сточных водах, источниках их образования и об очистных сооружениях можно включить в программу в кратком виде. Всю необходимую информацию можно взять из проекта НДС.

Раздел «Сведения об инвентаризации отходов производства и потребления и объектов их размещения» состоит из сведений об отходах, образующихся в результате деятельности, об объектах размещения отходов (ОРО) на данном объекте НВОС и об инвентаризации ОРО, включая сроки следующей инвентаризации.

Данные о местах накопления отходов, о допущенных к обращению с отходами лицах и о лице, ответственном за их допуск к работе, об оборудовании по обработке, утилизации, обезвреживанию отходов на объекте НВОС, подробная характеристика ОРО и даже данные об утвержденных нормативах образования отходов и лимитов на из размещение теперь не включаются в программу ПЭК.

Раздел «Сведения и подразделениях и (или) должностных лицах, отвечающих за осуществление производственного экологического контроля» должен содержать наименования подразделений, их полномочия, численность и сведения о правах и об обязанностях сотрудников и руководителей. В новом приказе исключены требования о предоставлении данных о профессиональном образовании работников, их опыте работы, переаттестации.

Раздел «Сведения о собственных и (или) привлекаемых испытательных лабораториях (центрах), аккредитованных в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации» включает только наименования, адреса лабораторий и реквизиты аттестатов аккредитации с указанием области аккредитации.

Раздел «Сведения о периодичности и методах осуществления производственного экологического контроля, местах отбора проб и методиках (методах) измерений» - самый объемный и состоящий из нескольких подразделов.

Подраздел «Производственный контроль в области охраны атмосферного воздуха» включает: план-график контроля стационарных источников выбросов с указанием названий подразделений, номеров источников, названий веществ, периодичности контроля, мест и методов отбора проб, методов проведения измерений и контроля; план-график проведения наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха с указанием веществ, периодичности, мест и методов; перечень нормативных документов, стандартов организаций по проведению ПЭК.

В приказе приведены критерии включения стационарных источников в план-график контроля, критерии использования расчетных или инструментальных методов контроля. План-график контроля схож с план-графиком из проекта ПДВ в его сегодняшнем виде (кроме указания маркерных веществ и технологических нормативов веществ).

Подраздел «Производственный контроль в области использования водных объектов» включает: мероприятия по учету объема забора водных ресурсов; программу ведения измерений качества сточных и дренажных вод; план-график проведения проверок работы очистных сооружений, включая мероприятия по контролю их эффективности; программу ведения регулярных наблюдений за водным объектом и его водоохранной зоной в соответствии с законодательством; перечень нормативных документов и стандартов.

Подраздел «Производственный контроль в области обращения с отходами» содержит: программу мониторинга состояния окружающей среды на территориях ОРО и в пределах их воздействия на окружающую среду; сроки обобщения данных по учету в области обращения с отходами.

Приложение № 2 к приказу № 74 утверждает порядок и сроки сдачи отчетности по результатам проведения ПЭК. Так указано, что отчет предоставляется ежегодно в срок до 25 марта.

Объекты НВОС федерального уровня контроля сдают отчет в территориальные управления Росприроднадзора, регионального уровня контроля – в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Итак, за 2018 год, необходимо разработать программу согласно новому приказу, провести контроль и отчитаться до 25.03.2019 года.

Ответственность за отсутствие программы ПЭК согласно ст. 8.5 КоАП РФ – наложение административного штрафа на граждан в размере от 500 до 1000 рублей, на должностных лиц – от 3000 до 6000 рублей, на юридических лиц – от 20000 до 80000 рублей.

Общая ответственность за несоблюдение экологических требований по ст. 8.1 КоАП – предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере – от 1000 до 2000 рублей, на должностных лиц – от 2000 до 5000 рублей, на юридических лиц – от 20000 до 100000 рублей.

 



            			

                            

Автор:  Начальник отдела по ООС (по экологии) МКУ «ГКМХ» А.Л. Белова.




			        		
					Дата создания:  1 июня 2018             	
Дата изменения:  1 июня 2018
Голосование по оценке населением эффективности деятельности руководителей ОМС
Госуслуги
Федеральная налоговая служба
Планировка территории