В связи с 70-летним юбилеем Международного Военного Трибунала в Нюрнберге, в целях увековечивания памяти главного государственного обвинителя от СССР на Нюрнбергском судебном процессе над главными нацистскими военными преступниками Руденко Р.А., а также поощрения работников органов и организаций прокуратуры Российской Федерации,Приказом Генерального прокурора РФ №102 от 5 марта 2015 года была учреждена в системе прокуратуры Российской Федерации награда прокуратуры Российской Федерации "Медаль Руденко".
Решения Нюрнбергского процесса до сих пор призывают к борьбе против тягчайших нарушений международного права, кем бы они не совершались. В связи с этим при рассмотрении международных вопросов не только сегодня, но и в дальнейшем исключительно важно использовать идеи Нюрнбергского процесса, дух его решений. Главная заслуга Нюрнберга -его историческая миссия - международное осуждение фашизма как государственной идеологии и политики, признание агрессивной войны тягчайшим международным преступлением, обоснование уголовной ответственности руководителей государства... Под влиянием Нюрнберга сложилась концепция преступления геноцида.
В настоящее время на территории Российской Федерации приняты и действуют федеральные законы, которые нацелены на сохранение свободы и мира,основ конституционного строя и целостности государства,нетерпимости к разжиганию национальной ненависти,насилия,угрозу жизни и здоровья человека,идей национального превосходства и национальной исключительности,предупреждению экстремизма и терроризма.
В соответствии с законодательством Российской Федерации, экстремизм и терроризм - понятия, имеющие ряд отличий. Терроризм является одной из разновидностей экстремистской деятельности в соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ "О противодействии терроризму", п. 1 ст. 1 Федерального закона от 25.07.2002 N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности". Таким образом, понятие "экстремизм" шире, чем понятие "терроризм", т.к. экстремизм включает в себя, помимо терроризма, также иные противоправные действия, соединенные с насилием либо угрозой его применения: воспрепятствование осуществлению гражданами их избирательных прав и права на участие в референдуме или нарушение тайны голосования; пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности человека и нарушение прав, свобод и законных интересов человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии; возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни; насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РФ; а также включает в себя публичное оправдание терроризма.
Законодательные различия между терроризмом и экстремизмом минимальны: противодействие экстремизму и терроризму включает в себя предупреждение, выявление, пресечение и профилактику террористической и экстремистской деятельности. Противодействие терроризму, в отличие от противодействия экстремизму, включает в себя также деятельность, направленную на минимизацию и ликвидацию последствий, раскрытие и расследование терактов и подготовок к ним.
При теракте объектом посягательства выступает общественная безопасность, под которой необходимо понимать нормальное функционирование органов власти, общественных институтов, объектов жизнеобеспечения населения. Дополнительным объектом всегда выступают посягательства на жизнь и здоровье людей, а также на объекты собственности.
Кроме этого, Российская Федерация приняла нормативно-правовые акты, в частности Федеральный закон N 121-ФЗ "О ратификации Европейской конвенции и пресечении терроризма"; Федеральный закон N 19-ФЗ "О ратификации Международной конвенции о борьбе с бомбовым терроризмом"; Федеральный закон N 88-ФЗ "О ратификации Международной конвенции о борьбе с финансированием терроризма"; Федеральный закон N 3-ФЗ "О ратификации Шанхайской конвенции о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом".
Пристальное внимание в Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации и Шанхайской конвенции о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом сосредоточено на борьбе международного сообщества с экстремизмом. Провозглашение в международных документах права на свободное выражение мнения человеком сопровождается предписанием регламентации законодательного запрета на выступление в пользу национальной, расовой или религиозной ненависти, дискриминации, вражды, превосходства, расистской деятельности либо насилия. Вследствие этого Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом исключает возможность оправдания терроризма, сепаратизма и экстремизма. Виновные в совершении указанных деяний независимо от мотива подлежат ответственности в соответствии с законом.
Продолжающиеся доработки законодательных актов и дополнительных разъясняющих ненормативных актов по вопросам борьбы с терроризмом и экстремизмом свидетельствуют о том, что, несмотря на многолетний опыт борьбы с указанными явлениями, террористическая угроза продолжает оставаться актуальной и осознается мировым сообществом.
Работа по надзору за исполнением федерального законодательства о борьбе с терроризмом и экстремизмом остается одним из приоритетных направлений в деятельности всех прокуратур и результаты этой деятельности основываются на упреждающем характере,необходимости действовать на опережение, уделять больше внимания ранней профилактике, выявлению, предупреждению и пресечению идей экстремизма и терроризма на стадии формирования преступного умысла,постоянно анализировать ситуацию незаконного оборота наркотиков и оружия, похищения человека, вымогательства,перекрытие источников и каналов финансирования организованных преступных формирований от криминальных доходов за счет нелегального бизнеса.
Прокурор Старший советник юстиции Л.В.Алешина