Размер шрифта: A A A
Цвет сайта: A A A A

О состоянии законности в сфере исполнения законодательства о налогах на территории ЗАТО г.Радужный

О состоянии законности в сфере исполнения законодательства о налогах на территории ЗАТО г.Радужный

29.11.2018

О состоянии законности в сфере исполнения законодательства о налогах на территории ЗАТО г.Радужный

Владимирской прокуратурой по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах во 2 полугодии 2018 года проведен анализ состояния законности в сфере исполнения законодательства о налогах.

По результатам проведенного анализа Положения о земельном налоге на территории ЗАТО г.Радужный Владимирской области, утвержденного решением городского СНД ЗАТО г.Радужный от 26.07.2005 № 25/198 (далее – Положение), установлено его несоответствие требованиям действующего законодательства.

Так, в п. 5.5 Положения предусмотрена возможность уменьшения для отдельных категорий лиц налоговой базы на необлагаемую налогом сумму в размере 10 000 рублей.

Вместе с тем, федеральный законодатель в п. 5 ст. 391 Налогового кодекса РФ установил иной порядок уменьшения налоговой базы – на величину кадастровой стоимости 600 квадратных метров площади земельного участка.

Помимо прочего п. 5.5 Положения определяет, что налоговая база уменьшается в отношении каждого земельного участка, тогда как из п. 6.1 ст. 391 Налогового кодекса РФ следует, что уменьшение налоговой базы в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи (налоговый вычет) производится в отношении одного земельного участка по выбору налогоплательщика.

В соответствии с п. 10 ст. 36 Налогового кодекса РФ налогоплательщики – физические лица, имеющие право на налоговые льготы, в том числе в виде налогового вычета, установленные законодательством о налогах и сборах, представляют в налоговый орган по своему выборе заявление о предоставлении налоговой льготы, а также вправе представить документы, подтверждающие право налогоплательщика на налоговую льготу.

Однако п. 5.6 Положения не предоставляет налогоплательщикам – физическим лицам права выбора налогового органа, в который направляется заявление о предоставлении налогового вычета, ограничивая подателей заявления лишь налоговым органом по месту нахождения земельного участка.
К тому же, вопреки п. 10 ст. 396 Налогового кодекса РФ п. 5.6 Положения обязывает заявителя предоставлять документы, подтверждающие право на уменьшение налоговой базы.

Аналогичное незаконное требование содержалось и в разделе 9 Положения.

Пунктом 7.1 статьи 396 Налогового кодекса РФ установлено, что в случае изменения в течение налогового (отчетного) периода вида разрешенного использования земельного участка, его перевода из одной категории земель в другую и (или) изменения площади земельного участка исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) в отношении такого земельного участка производится с учетом коэффициента, определяемого в порядке, аналогичном установленному пунктом 7 настоящей статьи.

Между тем, подобное регулирование в разделе 10 Положения не предусмотрено.

Дальнейший анализ Положения показал, что в п. 10.8, как и в п. 5.6 и разделе 9, вопреки п. 10 ст. 396 Налогового кодекса РФ на налогоплательщика необоснованно возложены обязанность по предоставлению документов, подтверждающих права на получение налоговой льготы и налогового вычеты. При этом в п. 10.8 Положения на налогоплательщика возложена обязанность предоставлять соответствующее заявление ежегодно не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим периодом.
Вместе с тем Налоговый кодекс РФ такого срока не устанавливает.

Более того, из писем Министерства финансов Российской Федерации от 16 января 2018 года № 03-05-04-02/1391 и от 9 апреля 2018 года № 03-05-04-01/23385, а также писем ФНС России от 17 января 2018 года № БС-4-21/640@ и от 16 апреля 2018 года № БС-4-21/7162@ следует, что не требуется дополнительно предоставлять заявление о предоставлении налоговой льготы в виде вычета, предусмотренное п. 10 ст. 396 НК РФ, если у налогового органа имеются документированные сведения, позволяющие подтвердить право налогоплательщика на налоговую льготу в виде вычета.

Также в п. 10.9 Положения закреплена не предусмотренная Налоговым кодексом РФ обязанность КУМИ администрации ЗАТО г.Радужный ежегодно до 1 февраля сообщать в налоговые органы сведения о земельных участках, признаваемых объектов налогообложения.

06.08.2018 на нормы Положения о земельном налоге на территории ЗАТО г.Радужный Владимирской области, утвержденного решением городского СНД ЗАТО г.Радужный от 26.07.2005 № 25/198, принесен протест, который рассмотрен и удовлетворен.

Кроме того, в августе 2018 года прокуратурой проведена проверка исполнения налогового законодательства МУП Кафе «Радужное», в ходе которой установлено, что в нарушение ч. 7 ст. 431 Налогового кодекса Российской Федерации расчет по страховым взносам за 2017 года предоставлен в МИФНС России № 10 по Владимирской области несвоевременно.

В целях устранения нарушений 30.08.2018 директору МУП кафе «Радужное» внесено представление, по результатам рассмотрения которого 1 лицо привлечено к дисциплинарной ответственности.

Аналогичное нарушение выявлено при проверке МУП «Благоустройство» ЗАТО г. Радужный - расчет сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом за 2017 год, надлежало направить в налоговый орган до 02.04.2018, тогда как фактически направлен только 20.04.2018.

30.08.2018 директору МУП «Благоустройство» ЗАТО г. Радужный внесено представление, по результатам рассмотрения которого 1 лицо привлечено к дисциплинарной ответственности.

В октябре 2018 года прокуратурой выявлены факты непринятия должностными лицами налоговых органов мер по привлечению к административной ответственности должностных лиц, не представивших либо несвоевременно представивших налоговые декларации (налоговые расчеты) по итогам налогового периода, предусмотренные ч. 4 ст. 289 НК РФ.

Также проверочными мероприятиями установлено, что 13.07.2018 старшим государственным инспектором МИФНС России № 10 составлен протокол об административном правонарушении № 5/07/2018 в отношении должностного лица организации, однако в нарушение требований закона на момент проверки на рассмотрение мировому судье не направлен.

24.10.2018 в МИФНС № 10 по Владимирской области внесено представление, которое рассмотрено и удовлетворено.

Кроме того, проверка показала, что должностными лицами МБОУ «СОШ № 1», МБОУ «СОШ № 2» и МБДОУ ЦРР д/с № 3 допускались факты несвоевременного предоставления налоговой отчетности за 2017 год, в связи с чем, 19.10.2018 прокуратурой в адрес руководителей вышеназванных организаций внесены представления, по результатам рассмотрения которых 3 лица привлечены к дисциплинарной ответственности.

В ходе проверки исполнительных производств по взысканию налоговых платежей выявлено нарушение сроков направления должникам постановлений о возбуждении исполнительных производств и несвоевременное направление соответствующих запросов в финансовые организации (банки) о наличии у должников расчетных счетов и денежных средств на них.

14.09.2018 начальник ОСП ЗАТО г.Радужный предостережен о недопустимости нарушения закона.

Информируя об изложенном, предлагаю использовать вышеуказанные сведения в практической деятельности органов местного самоуправления ЗАТО г.Радужный Владимирской области, при этом необходимо усилить контроль за соблюдением подведомственными организациями и учреждениями действующего налогового законодательства.



Возврат к списку