Размер шрифта: A A A
Цвет сайта: A A A A
45 лет.png

Особенности правового статуса субъекта предпринимательской деятельности при проведении контрольно-надзорных мероприятий

Особенности правового статуса субъекта предпринимательской деятельности при проведении контрольно-надзорных мероприятий

19.06.2017

Особенности правового статуса субъекта предпринимательской деятельности при проведении контрольно-надзорных мероприятий

Основным нормативным актом, определяющим порядок проведения проверок и меры по защите прав и законных интересов предпринимателей, является Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (с изменениями, вступившими в силу с 01.01.2017).

Из сферы действия Федерального закона № 294-ФЗ исключены следующие виды государственного контроля (надзора): контроль за осуществлением иностранных инвестиций; контроль и надзор в финансово-бюджетной сфере; налоговый контроль; таможенный контроль; контроль за уплатой страховых взносов в государственные внебюджетные фонды; банковский надзор; страховой надзор; контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок; пограничный, санитарно-карантинный, ветеринарный, карантинный фитосанитарный и транспортный контроль; федеральный государственный контроль (надзор) за обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса; контроль за соблюдением требований в связи с распространением информации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»; контроль и надзор за обработкой персональных данных и другие.

Также Федеральный закон № 294-ФЗ не применяется при проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве дознания, проведении предварительного следствия; осуществлении прокурорского надзора, производстве по делам о нарушении антимонопольного законодательства Российской Федерации; расследовании причин возникновения аварий, несчастных случаев на производстве, инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений, поражений) людей, животных и растений, причинения вреда окружающей среде.

От общего порядка проведения проверок следует отграничить проведение органами контроля проверок и мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями. К таковым относятся: 

1) плановые осмотры территорий, акваторий, транспортных средств в соответствии со ст. 13.2 Федерального закона № 294-ФЗ;

2) административные обследования объектов земельных отношений;

3) исследование и измерение параметров природных объектов окружающей среды (атмосферного воздуха, вод, почвы, недр) при осуществлении государственного экологического мониторинга, социально-гигиенического мониторинга в порядке, установленном российским законодательством;

4) измерение параметров функционирования сетей и объектов электроэнергетики, газоснабжения, водоснабжения и водоотведения, сетей и средств связи, включая параметры излучений радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств гражданского назначения, в установленном законом порядке; 

5) наблюдение за соблюдением обязательных требований при распространении рекламы и размещении информации в Интернете и СМИ; 

6) анализ информации о деятельности компаний, обязанность по представлению которой возложена на такие организации; 

7) другие виды и формы мероприятий по контролю. 

Такие мероприятия осуществляются должностными лицами контрольных органов в пределах их компетенции на основании заданий, утверждаемых руководителем или заместителем руководителя.

По результатам проведения указанных мероприятий контролирующий орган может направить юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований при следующих условиях:

- имеются сведения о готовящихся нарушениях или признаках нарушения обязательных требований закона; 

- отсутствуют подтвержденные данные о том, что нарушение обязательных требований причинило вред либо создало непосредственную угрозу жизни, здоровью граждан, вред животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия народов РФ, безопасности государства, а также привело к возникновению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; 

- ЮЛ, ИП ранее не привлекались к ответственности за нарушение соответствующих требований.

В случае же выявления при проведении мероприятий по контролю нарушений обязательных требований должностные лица органов контроля принимают меры по пресечению таких нарушений, а также направляют руководителю органа контроля мотивированное представление в письменной форме с информацией о выявленных нарушениях для принятия решения о назначении внеплановой проверки.

Между тем, не все обращения теперь могут являться основанием для проверки. 

При наличии обоснованных сомнений в авторстве обращения или заявления должностное лицо обязано принять разумные меры к установлению обратившегося лица. 

При отсутствии достоверной информации о лице, допустившем нарушение обязательных требований, достаточных данных о нарушении обязательных требований либо о фактах, являющихся основанием для проведения внеплановой проверки, уполномоченными должностными лицами контрольного органа может быть проведена предварительная проверка поступившей информации.

В ходе предварительной проверки принимаются меры по запросу дополнительных сведений и материалов (в т.ч. в устном порядке) у лиц, направивших заявления и обращения, представивших информацию, проводится рассмотрение документов, имеющихся в распоряжении контрольного органа, и др.

Кроме того, обращения в электронной форме могут служить основанием для проведения внеплановой проверки только при условии, что они были направлены заявителем с использованием средств информационно-коммуникационных технологий, предусматривающих обязательную авторизацию заявителя в единой системе идентификации и аутентификации. 

При получении подтверждения данных, указанных в заявлениях и обращениях, должностное лицо контрольного органа подготавливает мотивированное представление о назначении внеплановой проверки.

Срок проведения документарной и (или) выездной проверки не может превышать двадцать рабочих дней. В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок проведения плановых выездных проверок не может превышать пятьдесят часов для малого предприятия и пятнадцать часов для микропредприятия в год. 

Допускается приостановление проверки: в случае необходимости получения документов и (или) информации в рамках межведомственного информационного взаимодействия проведение проверки, но не более чем на десять рабочих дней. Повторное приостановление не допускается.

Также допускается продление срока выездной проверки: в исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований на основании мотивированных предложений должностных лиц органа контроля, но не более чем на двадцать рабочих дней, в отношении малых предприятий не более чем на пятьдесят часов, микропредприятий не более чем на пятнадцать часов.



Возврат к списку